Психотерапевтическая группа


Дорогие друзья!

С 28 ноября 2021г. начинает свою работу еженедельная открытая психотерапевтическая группа по работе с патологическими привязанностями. Ведущая группы я , ваша покорная слуга.

Координатор группы Светлана +79104581474

В мае 2018 года на Декаднике Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги в Анапе я познакомилась с удивительной женщиной и психологом из Новороссийска. Ее зовут Елена Пономаренко. Я была у нее на нескольких  мастер-классах ее авторского запатентованного метода и влюбилась. В Елену и ее Метод. Я очень захотела его освоить и уговорила Елену провести обучение для специалистов. Мы собрали группу, и Елена поделилась этой удивительной методикой. Хочу привести здесь отзыв Коллеги. Я даже не стала ничего придумывать. Подпишусь под каждым ее словом.


«Приглашение лично познакомиться с методикой терапии привязанностей и ее автором, Еленой Пономаренко, обернулось удивительным мастер-классом, плюс бонус: еще один «волшебный» профессиональный инструмент для краткосрочной терапии нездоровых привязанностей, зависимостей, непродуктивных состояний и вредных привычек.

Для того, чтобы понять, как работает метод, представьте, что вы вдруг увидели свою боль, почувствовали стеснение от удушающей заботы, или ощутили деликатное прикосновение человеческого сочувствия. Как будто они обрели форму и цвет, став очевидными и ощутимыми на физическом уровне….

Автор метода, в результате творческого поиска, делает это возможным, помогая вам символически выразить не только  структуру личности, но и ощущения, сформулированные в запросе. Иначе говоря, воплотить в запросе специальный ассоциативный материал, на вид и фактуру которого откликается клиентская душа…

Первым этапом тренинга, традиционно, формулируется запрос – что делать с тем, что мешает жить, и определение самой помехи.

Следующий шаг – изображение запроса в рисунке. Делается это особым способом, проявляющим двойные и тройные уровни и взаимосвязи первоначального запроса. Даже не имея художественного таланта достаточно символически обозначить на листе бумаги себя, объекты или субъекты, взаимодействие с которыми стали для вас запросом на тренинг или терапию. И убедиться, что изображение не противоречит запросу.

Далее выбирается материал, выражающий ключевые моменты запроса и их взаимосвязь. Методическим подспорьем служит специальная коллекция из разных предметов для воплощения задуманного здесь и сейчас. Выбранный материал размещается в условном жизненном пространстве так, как он ощущается в реальной жизни и изображен на рисунке. Познакомившись с коллекцией «глазами и руками», прислушавшись к себе, вы получаете возможность выбрать то, что наиболее точно всего передаст ваши ощущения.

Размещая и соединяя выбранные артефакты и имея к ним визуальный и тактильный доступ, в инсайте, получаете собственную обратную связь — мысли, эмоции и ощущения, переживаемыми здесь же, с участием и поддержкой ведущего. С момента, когда соответствие изображения и его материального воплощения достигнуто, начинается самое интересное – практика исследования.

Целью и эмоциональным наполнением процесса являются именно эти переживания и связанные с ними яркие открытия, присущие хорошему тренингу. Инсайт, яркой вспышкой осветивший болевую или скрытую от осознания точку, приводит вас практически к мгновенным изменениям восприятия себя и своих отношений. Попутно высвобождается подавленная и вытесненная энергия, дарящая ощущение свободы от старых, отживших, ненужных связей.

И мышление ваше не дремлет — оно совершает переворот и рождает понимание, насколько вы готовы к реальным жизненным изменениям. На ум приходят смелые идеи, сопровождающиеся ощущением эйфории, легкости и свободы. Логическим результатом расставляются «на новые места» представления о себе и своих отношениях и принимаются новые решения, меняющие жизнь.

Завершая мастер-класс, мы с Еленой обсуждаем терапевтичность и экологичность методики, и постепенно у меня складывается убеждение в эффективности этого лаконичного подхода.

Хорошему психологу для полного представления всегда важно получить  личные впечатления, и после очередного перерыва на кофе-паузу я решаюсь на эксперимент – тренинг по терапии привязанностей.

Начинаю с того, что изображаю запрос на двух листах бумаги — запроса два, ведь я не только осваиваю мастер-класс, но и тренируюсь в применении методики. Закончив рисовать, прислушиваюсь к себе и убеждаюсь: «да, это оно». В двойном запросе прояснение, обладаю ли я признаками нездоровых привязанностей и желание понять, как перекликаются в моем жизненном опыте жалость и любовь.

Не терпится пойти дальше, и вот передо мной открыта импровизированная кладовая страстей человеческих в их фантастических сочетаниях и переплетениях. Я долго перебираю коллекцию и выбираю то, к чему руки «сами потянулись».

Сначала мы прошлись по зависимостям — мне было предложено оценить ощущения от их проекций в пространстве импровизированного полигона. Буквально через несколько минут Елена обращает внимание на то, как мною организованы «вредные» и «полезные» отношения в моей жизни.

Подумав и прислушавшись к себе, начинаю один за другим задавать себе вопросы. Насколько это верно или правильно для меня? Лежит ли в их основе свободный выбор или это о страхе потери, или желании оставаться свободной? Для поиска ответов, согласованных с моей душой, пришлось задуматься и проговорить некоторые важные для меня моменты в диалоге с ведущим. Это время было потрачено не  напрасно — ответы и открытия гармонично достроили мою жизненную картину, и я осталась довольна результатом.

Примечание: Если в пространстве тренинга вопросы остаются без ответа, они могут стать поводом для личной терапии, и методика в данном случае может быть использована, как диагностический инструмент.

Далее фрагмент моего тренинга, небольшая иллюстрация, с помощью которой я попытаюсь создать для вас, уважаемый читатель, эффект присутствия.

 … Скосив глаза, пытаюсь поймать взглядом красную ленту. Она свисает с моей головы прямо посреди лица, щекочет нос и даже немного мешает дышать. Я дую на нее и смеюсь – это действительно смешно.

— Мешает? – спрашивает Елена.

— Не то, чтобы мешает…, — отвечаю я и задумываюсь, прислушиваясь к ощущениям…

Через несколько минут, после вопросов и ответов, под красной «влюбленностью» на моей макушке оказался золотистый шпагат «интеллекта», а на ладони – немного спутанная «жалость» цвета молодой зелени…

Начавшись на веселой ноте, наше общение вдруг становится серьезным.  Красная ленточка, выбранная на роль влюбленности, оказывается ведущей эмоцией, запускающей личные отношения. Стоит шевельнуться, как к ней прикасается жалость и, как бы я не шевелилась и не вертела головой, рассудок так и не смог одержать верх над любовью. Пришлось несколько раз переразложить ленточки, чтобы то, что казалось мне смешным и нелепым в начале тренинга, даже в зеркале стало выглядеть привлекательно.

Мы говорим о разных состояниях души, переживаемых в близких отношениях. Елена подробно анализирует и довольно точно интерпретирует мои проекции. На любой вопрос, скептический или провокационный, дает исчерпывающий ответ, подтверждающий проработанность и логичность методики. Картина, развернувшаяся передо мной, оказывается более, чем просто информативной. Она демонстрирует те жизненные моменты, на которые я давно и привычно перестала обращать внимание и, как по волшебству, переводит меня в ресурсное состояние, открывая путь к новым решениям.

Не буду раскрывать все инсайты и переживания, проведшие меня сквозь этот индивидуальный мастер-класс. Скажу лишь, что они стоили того, чтобы перелететь полстраны и принять в нем участие, посвятив этому несколько дней отпуска на черноморском побережье.

Особое примечание:

Методика терапии привязанностей Е. Пономаренко содержит ряд проективных и расстановочных, очень мощных по силе переживаний приемов. Ее применение  требует безоговорочного соблюдения техники безопасности, подробно изложенной в специальном модуле мастер-класса. Я рекомендую специалистам применять его после подготовки у автора или тренера, обладающего правом обучения данной методике, а клиентам — убедиться, что специалист имеет подготовку, подтвержденную сертификатом ОППЛ.»

Афанасьева Елена Петровна

Источник: http://elenpsicons.ucoz.ru/index/otzyvy/0-9

В дополнение к восторгам и для заинтересовавшихся размещу теоретические основы метода.

Привязанность — это
Обычно употребляется для обозначения умеренной формы любви (Источник: оксфордский словарь по психологии) 

чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-либо или чему-либо.(Источник: словарь практического психолога)

эмоциональная связь между младенцем и заботящимся о нем лицом, формирующаяся в период младенчества.(Источник: психология развития, методы исследования)

Позитивные эмоциональные связи между людьми. Уровень подсознательной потребности в привязанности отражается в стремлении присоединяться к различным группам. (Социальная психология групп)
особая связь, которая устанавливается между младенцем и его родителями или воспитателями. Качество этой связи оказывает влияние в течение всей нашей жизни на отношения с возлюбленными. (Источник: Психология и культура/глоссарий)

(в психологии) развитие первых близких отношений в жизни ребенка, чаще всего с матерью. Эти отношения способствуют уменьшению его тревог в различных ситуациях и являются основой для дальнейшего развития отношений с другими людьми.(оксфордский справочник по классической медицине)


Эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и его матерью или тем, кто заботится о нем. Первая связь младенца обычно характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными узами. (Психология развития. 9-е издание/глоссарий)
в основе семантики лежат образы физической привязанности; ср. плющ, обвивающий дуб как символ преданности и дружбы; ср. выражения: Их связывает какая-то ниточка, духовная связь, быть в одной связке с кем-л.) – чувство душевной близости, сочетающейся с симпатией, уважением, любовью, доверием и преданностью к кому-л. Проявляется в стремлении быть с объектом, нежелании разлуки с ним.
Отрешитесь от вашей несчастной привязанности к той, кто может лишь жалеть вас (В. Гете, Страдания юного Вертера).
Она [Лиза] колебалась, пока сама себя не понимала; но после того свидания, после того поцелуя – она уже колебаться не могла; она знала, что любит, – и полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь (И. Тургенев, Дворянское гнездо).
Ср. преданность, верность. (Источник: Тысяча состояний души. Краткий психологов филологический словарь)

Тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения. Термин чаще используется для обозначения тесной эмоциональной связи между ребенком и матерью. В ранних объяснениях феномена привязанности мать рассматривалась как вторичный положительный стимул, а пища — как первичный положительный стимул (см. Подкрепление). В более поздних объяснениях акцентируется важность физического контакта в развитии уз привязанности. Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Черпая вдохновение из идей теории импринтинга (запечатления), Боулби полагал. что младенцы, которые остаются рядом с матерью, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке. В работе Мэри Эйнсуорт с использованием теста на незнакомую ситуацию определяется несколько видов привязанности (см. Тестн незнакомую ситуацию).(Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник)

Источник: http://elenpsicons.ucoz.ru/publ/privjazannosti_ehto/1-1-0-34

 1. Теоретической базой терапии привязанностей является теория социального атома Д. Морено и транзактный анализ.

2. Сущность методики.

В ходе работы клиент сначала выстраивает из нитей реально существующую на этот момент картину взаимоотношений с окружающими и миром, а затем переустраивает ее до комфортной, Вся работа происходит в рамках мифа клиента, его ресурсами и в соответствии с его потребностями. Основной и главной задачей консультанта является сопровождение клиента (эффект заинтересованного присутствия, отзеркаливание) и обеспечение психологической безопасности процесса.

3. Теоретические и методологические аспекты.

Психодрама, созданная Якобом Леви Морено (J. L. Могепо) — это обширный набор идей и техник, эффективных при самых разных формах индивидуальной и групповой работы и в настоящее время широко использующихся в различных направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследованиях.

«Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны». Этим определением Морено подкрепляет исходную посылку своих исследований и рассуждений — человеческое бытие изначально является со-человеческим

Социальный атом включает в себя:

Объем знакомств, не имеющих личного значения для индивида;

Внутреннее и внешнее ядро отношений, окружающих индивида:

— внутреннее ядро: лица, с которыми поддерживаются отношения;

— внешнее ядро: лица, с которыми хотелось бы иметь отношения.

Визуализация структуры социального атома, как она видится клиенту, и возможность свободного выражения эмоций позволяет клиенту прояснить ситуации в целом, но и, что не менее важно, углубить понимание клиентом принципов конструкции социального атома и при необходимости их преобразовать.

В результате творческого подхода к переустройству собственного отношения к окружающим, клиент приобретает навык личной ответственности и активного осознанного формирования личного отношения к окружающей действительности.

4. Используемые модальности психотерапии.

Терапию привязанностей можно определить как синтетическую методику, основанную На принципах транзактного анализа и психодрамы. В ней, как и в психодраме, клиенту дается задание, которое он должен выполнить спонтанно. Кроме того, как и классическая психодрама, она имеет три фазы: 1) разогрев, где используются простые игры по правилам, 2) действие, в котором возможен, но не обязателен катарсис, 3) обсуждение. Терапевтический договор, стратегия работы и обратная связь строится в соответствии с договором, стратегией работы и обратной связью в транзактном анализе. Методика клиентцентрированная и вдохновлена «роджеровским» отношением к клиенту.

5. Основные отличия от родственных методов.

Терапия привязанностей внешне весьма напоминает расстановки по Хелингеру. Однако, если в расстановках в качестве олицетворения персонажей привлекаются участники группы, то в терапии привязанностей для того же используются предметы обстановки.

Так же, можно провести параллель с символдрамой, где свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему называется мотивом и является классической основой метода. Многие мотивы имеют широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенная связь между мотивом и внутренней проблематикой, а также актуальной жизненной ситуацией. Терапия привязанностей — своего рода противоположность символдрамы, т.к. образы переносятся из пространства воображения в материальное, внешнее пространство, где клиент производит их видоизменение.

6. Показания, условия и противопоказания к применению методики

6.1. Показания

1. Напряжение вследствие противоречивых внутренних стремлений или в результате конфликта с ближайшим окружением (во внутреннем ядре).

2. Повторяющиеся сценарные паттерны — стереотипные ситуации, реакции окружающих и т.п.

3. Утрата близких; деструктивные отношения; страх одиночества; сложности с эмоциональным расставанием другого рода.

4. Потребность в пересмотре взаимоотношений с окружающими; формы социализации (самопозиционирования).

5. Эффект «эмоционального сгорания», хронической усталости.

6.2. Условия эффективности методики

1. Достаточный интеллект клиента (средний или высокий), развитое воображение и готовность к эксперименту.

2, Возрастные рамки от 15 до 50 лет. Верхняя граница условна.

6.3. Противопоказания

Расстройства пограничного и психотического круга, а также органически обусловленные нарушения социальной адаптации.

Резюмируя выше сказанное, важно отметить следующее:

1 — метод терапии привязанностей позволяет проработать с клиентом его базовые ценности и модели социального позиционирования, эмоциональную составляющую и стиль отношений с окружающими, планирование ближайшего будущего и отношение к прошлому. Причем все перечисленное можно делать как по отдельности, так и в общем, выбирая различные вариации, запрашиваемые клиентом;

2 — метод относится к разряду краткосрочной терапии, может использоваться повторно с тем же клиентом как для продолжения развития изменений, так и в рамках самодиагностики;

3 — данный метод может использоваться в качестве одного из способов функциональной психодиагностики и коррекции в различных направлениях психологического консультирования и психотерапии, таких как:

— арт-терапия — особо интересен, на мой взгляд, выбор цвета и фактуры материала, вид узлов;

— транзактный анализ — для определения преимущественного типа транзакций с теми или иными людьми;

— телесно-ориентированная психотерапия — предполагается наличие связи между расположением визуализированной ценности и наличием там же соматического дискомфорта у клиента;

— коучинг — при рассмотрении информационных потоков и проработке структуры команды,

7. Основные используемые труды

1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама ЯЛ. Морено, Пер. с нем./Общ. ред. Е. В. Лопухиной и А, Б. Холмогоровой- М.; Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 21-22 38-58, 112-117.

2. Морено Дж. Театр спонтанности/Пер. с англ. Красноярск: Изд-во Фонда ментального здоровья, 1993. 126 с.

3 Роджерс К. О групповой психотерапии/Пер. с англ.М.: Гиль-Эстель, 1993. 225 с.

4. Мотепо J.L. Sосiоmеtгу, Ехреrimеntаl аnd thе Sсiеnсе оf sосiеtу.

Аn Аррrоасh to а Nеw  Роlitiсаl Оrientаtiоп. Веасоn (NY) Веасоn Ноusе, 1951.

5. Лаврова Н.М., Лавров В.В, Функциональный ресурс семьи// Психотерапия. 2007‚- М? 1‚- с. 34-41

6 Лаврова Н.М., Лавров В.В. Функциональный ресурс организации и принципы командообразования//Психотерапия. 2008,- М? 11.- с.52-55

 

Источник: http://elenpsicons.ucoz.ru/publ/v_kachestve_predislovija/1-1-0-24